Зачем перепроверять, если герой согласовал статью

Я пишу статьи о бизнесе сама и помогаю авторам. Для этого напрямую говорим с владельцами бизнеса и их ключевыми сотрудниками.

Если укрупнить, цель таких материалов — показать опыт предпринимателя, который пригодится кому-то еще. Это может быть кейс, например, как компания защищалась от пиратских копий или перестроила бизнес в кризис. Или просто история о пекарне с пьяным ВДВшником и наркоманами.

Не важно, что за формат, для всех статей у меня золотое правило — расспросить о деталях, перепроверить и согласовать с героем весь текст до буквы. На что обращаю внимание, рассказываю в гайде

А сейчас хочу поговорить, зачем я так заморачиваюсь.

Как все могло бы быть

В идеальном мире все компании работают только в белую, а если оптимизируют налоги, то слегка, и выполняют все правила и нормы госорганов. Поэтому с каким героем не поговори, нет риска написать о фиктивной компании.

А еще в таком мире с единорогами герой выверяет каждую строчку в статье. Вот я взяла интервью, показала текст, мы обсудили комментарии, герой согласовал финал. И — готово: в тексте абсолютно все на 100% верно, не к чему придраться.

В реальном мире все не так. Предприниматель может быть отличным парнем, но налоги платит дай бог с половины дохода. Текст вроде как согласовал, но голова занята бизнесом, поэтому пропустил неточности в цифрах. Статья вышла с ошибкой.

Что может пойти не так

Со статьями о бизнесе вижу четыре риска, которые тянут за собой не слишком приятные последствия:

  1. Подготовить материал о мутной компании, где толком нет бизнеса, одно обещание.
  2. Или написать о реальном бизнесе, но он работает в черную. Как-то говорила с компанией: оборотом в 3 млн рублей в месяц, клиенты есть, прибыль есть. Но уже три года сдает нулевую декларации, и все сотрудники получают в конверте. И вопрос — можно ли писать о таком бизнесе или нет.
  3. Статья выйдет с ошибками и их заметят только читатели.
  4. Несмотря на все старания, выйдет ужасная скукота, ее мало кто прочитает. Как избежать скукоты — отдельная тема, но без расспросов и поиска деталек вытащить статью не получится.

Кто и чем рискует

Заказчик или редакция, которая публикует статью, могут выглядеть дундуками или обманщиками.

Допустим, делаем проект для CRM. Один из материалов — кейсы от клиентов-предпринимателей. Истории собрали, опубликовали, все чудесно. А читатели пишут: «Мол, ваш клиент „Нептун“ — шарашкина контора! Мало того, что он ваш клиент, так еще и пиарите! Да вы сами такие же, не буду у вас обслуживаться!»

Если заказчику выгодно работать с этой компанией, так и отлично — пусть работает дальше. Другое дело, стоит ли о ней писать.

То же самое с ошибками в фактуре. Например, владелец мини-производства парфюма говорит: «такой-то компонент можно получить, если соединить аромат розы, масло герани и вина». А читатели возмущаются, что за бредовая фраза, да вы тут все ничего не понимаете, специально продвигаете неучей и жуликов.

И вроде заказчик не обязан разбираться в тонкостях бизнеса своих клиентов, но раз выпустил статью, все ошибки — на его репутации.

У редакции площадки, которая публикует статью, те же риски: репутация, потеря рекламы и что угодно. Поэтому с автором некачественной статьи она просто перестанет работать, а от публикаций компании откажется. В общем, тут лучше страховаться.

Эксперты отрасли прочитали статью и в закидали в профессиональных чатах. Оказывается там много ошибок, редакции ее удалила

Герой может выглядеть обманщиком, дурачком или деспотом. Допустим, статья вышла, а читатели:

пересчитали цифры в тексте и говорят, что все не сходится и герой явно обманывает;

нашли ошибку в терминах и говорят, что герой не профи и понятно, откуда такие проблемы в бизнесе;

прочитали о сотрудниках и теперь считают, что герой — деспот и владелец крепостных душ.

Еще бывает, что надо пояснить какой-то факт.

Например, герой в статье говорит, что клиенты ему не платят, копят дебиторку, и из-за этого просел его бизнес. Он весь такой на белом на коне, а вокруг — злодеи. Караул. А читатели раскопали, что он сам не платит поставщикам и уже есть иски. И вместо обсуждения его опыта, все начинают обсуждать, какой он немолодец.

Читатель пробил по базам название и статус бизнеса и не понимает, почему герой в оферте ссылается на своего ИП, хотя рассказывает о компании. При этом ООО закрыто. Это пример, когда статью не просто читают, а прямо разбираются в фактах

Можно зря потратить время на статью. Есть редакции с жесткими требования, например, писать только о белом бизнесе. И вот подготовил материал, а оказывается, там налогами и не пахнет. Все, работа — на свалку.

С автором собрали практически весь текст, осталось показать герою вторую итерацию. На всякий случай еще раз смотрю таблицу с расходами. А там какая-то непонятность: предприниматель заявил одно количество сотрудников, а расходы на зарплату слишком маленькие. Пошли к герою — оказалось, белую зарплату получали только три человека, остальные — в конверте. Издание не выпускает материалы о бизнесе с черной зарплатой, статью пришлось снять.

Веселая история, если выбрать не того героя для интервью.

Созвонилась с производителем красок: цифры есть, и драма есть, все как нужно. Приехала на интервью — и началось словоблудие. Оказалось, у героя четыре партнера, и вот они как раз и ведут бизнес, а сам герой только вложил деньги, поэтому деталей не знает. В итоге, зря потратили время. Мне надо было еще до интервью расспросить о деталях: есть ли у вас партнеры, как вы с ними работаете и делите обязанности?

Можно просто нарваться на недобросовестных предпринимателей, которые только рассказывают, как все хорошо и что бизнес живой. Проверка бизнеса — отдельная тема, но подробные вопросы о фактах помогают определиться, стоит ли вообще писать. А если текст уже готов, может, лучше и не выпускать.

Статья может получиться унылой, хотя все старались, задавали вопросы, верстали и вообще трудились. Бывает, что вот не расспросишь о деталях, и статья не собирается и выходит скукота.

Герои решили открыть бизнес по организации спортивных игр. И пока искали помещение, нашли партнеров. Они сделали героям царское предложение: мы вам помещение и сотрудников, с вас — только привлечение посетителей, обмундирование и проведение игр.

Дело кончилось убытками: партнеры за счет героев перевезли маркетолога из другого города, арендовали ему квартиру и даже купили плазму в офис.

По сути, это было не партнерство. Просто какие-то ребята на словах что-то пообещали, деньги от продаж получали себе на счет, героям изредка давали отчеты.

Но пока мы не выяснили, что никто не фиксировал условия партнерства, история не складывалась. Вроде бы это и есть центральный момент, но мы не сразу до него додумались. А могли бы сразу, если бы задали правильный вопрос.

Можно подвести героя, заказчика и редакцию под разбирательства с налоговой. Не каждый бизнес работает официально: одни не оформляют всех сотрудников в штат, другие получают оплату наличными и не проводят через кассу, третьи — подписывают фиктивные договоры, чтобы вывести деньги — в общем, все как-то крутятся.

Если статье есть факты, которые показывают не слишком законные способы оптимизации, кто-то из налоговой может заинтересоваться. Я не слышала о таких случаях, но знаю кейс, когда предприниматель полностью нарисовал данные для статьи: мол, вот доход, вот налоги, — а на деле платил 10% от указанной суммы. В общем, кажется, что рискованно. И лучше бы такие моменты со всеми проговорить.

Что я думаю о рисках

Я не журналист, который расследует коррупцию, поэтому у меня нет цели подловить на чем-то героев и вытащить «всю правду». Но я и не пиарщик предпринимателей, у меня нет задачи — во что бы то ни стало защитить их славное имя.

Я коммерческий редактор и работаю на заказчиков. Моя задача — не опубликовать материал, а помочь заказчику добиться какой-о бизнес-цели. И для этого надо как минимум не навредить самим материалом.

Конечно, и тысяча вопросов к героем может не спасти от хайпа в комментариях, многое зависит от темы статьи. Рассказ о том, как герой уволил половину штата, явно вызовет переполох. Но по крайне мере я хочу максимум разобраться в бизнесе и его истории, и подстраховать героя, редакцию и заказчика.

Чтобы не забыть, на что обращать внимание, собрала гайд с основными вопросами. Смотрите в постах или в гуглдоке.

Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить